Клуб «Сердечная педагогика»

Уникальность СП. Ох уж эти педагоги...

педагогика, дети, воспитание, монтессори, макаренко
Педагогика Монтессори, педагогика воспитания коллективом Макаренко, педагогика Щетинина, гуманная педагогика Амонашвили, педагогика прагматизма Дьюи, антропософская педагогика (Вальдорфская) ... Как же много педагогики свалилось на родителей и детей за прошедшие века!
Что же это за наука такая о воспитании и образовании человека и почему так много её видов?
Неужели нельзя, чтобы была одна педагогика на всех, и было бы нам счастье?
И самое главное – какое место во всём этом занимает сердечная педагогика и чем она отличается, к примеру, от гуманистической педагогики?

Давайте ещё раз пойдём от основ.
Есть фундаментальные идеи развития, которые формируют течения педагогической мысли. А есть авторские методы выдающихся педагогов, которые формируют методики и школы, многие из которых становятся олицетворением идеалов этого периода развития общества.
Поэтому для меня педагогика – это именно период развития определённых идей в обществе и поиск наилучшей формы для их воплощения.
А авторство – это лишь частный случай воплощения этих идей и формирования устойчивого результата в образовательном процессе.
Поэтому отбросим в сторону уважаемые фамилии и попробуем выделить основные периоды развития педагогики. Для себя я выделяю 3 исторических периода
 *
Философский период: время великих школ Пифагора, Платона, Аристотеля и многих других мыслителей Греции и их последователей. Здесь педагогика не выделялась как отдельная наука. Целью систем было целостное гармоничное развитие человека, приведение его к постижению самого себя, природы, космоса, бытия. Во главу угла ставилось развитие мышления, где ум занимал совсем не главную роль, греки мыслили процессами развития психеи (низшей личности человека, кстати, ПСИХО-логия) и постижения ноуса (его высшей природы), сотрудничеством с миром эйдесов и поиском смысла жизни. Эффективность их школ можно отследить по наследию в веках и величию деяний учеников.
 *
Теологический, или схоластический период: время позднего христианства, средних веков, когда образование свелось к богословию – изучению церковных догматов. Религия взяла монополию на развитие человека и сделала философию служанкой теологии.
Кстати, обратите внимание: схоластика=scholastica=школа, интересная обратная связь современным школам. Уважение к философии как системе постижения естественных знаний. И полное пренебрежение ею ввиду приближения к истинам теологическим. Всё это привело к упадку мышления и последующим мрачным временам Средних веков вплоть до эпохи Ренесанса. Когда идеи свободы и восхищение идеями красоты, созидания, творчества и свободы вернулось в мир, и наступил следующий период.
 *
Гуманистический период: наследие эпохи Возрождения, идей гуманизма и нового взгляда на развитие личности человека от великих – Жана Жака Руссо, Песталоцци, Монтессори, Дьюи, Макаренко и многих-многих других... Огромное количество талантливых учителей создавали свои методики, нащупывали инструменты, нащупывали наилучшее сочетание ингредиентов и расстановку акцентов, чтобы их школы наилучшим образом подходили каждому народу и периоду его развития. 

Лирическое отступление. Давно хотел сказать.
Любая педагогическая система всегда была отражением путей и исканий автора, созданных школ, достигнутых результатов. Не может педагогика принадлежать одному человеку. Это путь развития идеи, и она не принадлежит одному человеку. Поэтому мне лично, например, не совсем понятно, почему в России принято приравнивать гуманную педагогику к гуманистической и ассоциировать её с деятельностью Шалвы Александровича Амонашвили. Это не умаляет его заслуг и трудов, но он – один из целой цепи великих учителей последних столетий, но не единственный и не последний, слава богу.

Тем не менее я убеждён, что мы стоим на пороге нового периода развития педагогики и общества в целом. Не из-за дистанса и короновируса. Нет. Сердечная педагогика, педагогика Сердца становится новой вехой, новым шагом для человечества, хотя рядовые учителя этого ещё не поняли. Но дети и общество дают обратную связь в виде бегства из школ и поиска новых форм.

Я убеждён, что будет множество авторов, талантливых учителей и первопроходцев от образования и воспитания, кто будут создавать свои школы и методы на основании идей Сердечной педагогики.
Она – задел на будущее и вектор в будущее. СП опережает идеи гуманистической педагогики настолько же, насколько та в своё время ушла в отрыв от педагогической мысли средневековья.

Могу сказать за нашу систему и наше Школу, что именно поэтому методика воспитания героев – наша Школа героев – является одним из прочтений и применений идей, уловленных СП. Даже наработки уважаемого мною Шалвы Александровича Амонашвили относятся к идеям не гуманистической педагогики, а уже, скорее, сердечной.

Кстати, для общего развития: его гуманная педагогика базируется на идеалах и терминах теософии, трактуя их из своего опыта. Так же, как Вальдорфская школа пытается изложить искажённые идеи теософии, называя это антропософской педагогикой. Но не суть. Если у системы есть множество школ по всему миру, которые выдают определённый результат, то опыт Амоношвили в школах России пока не прижился, комплексной методики развития и образования, реализованной в школе, пока нет. Но мы верим, что будет.

Это лирическое отступление.
Если интересно, мы можем сделать небольшие исторические экскурсы в разные педагогические системы и их особенности. В чём же уникальность идей, заложенных в Сердечной педагогике, я вам так просто не расскажу). Придётся докопаться до сути вместе). Поэтому жду ваших мыслей в комментах. Читая книгу "Сердечная педагогика" – первую ласточку новых идей – что вы увидели? В чём уникальность? Чем СП отличается от идей эпохи гуманизма?
Давайте подумаем вместе.

А в следующий четверг мы начнём цикл постов, где будем проводить сравнения различных методик гуманистического периода с недавно начавшимся периодом сердечной педагогики. Кому интересны такие материалы – ставим плюс в комментах.