Что же это за наука такая о воспитании и образовании человека и почему так много её видов?
Неужели нельзя, чтобы была одна педагогика на всех, и было бы нам счастье?
И самое главное – какое место во всём этом занимает сердечная педагогика и чем она отличается, к примеру, от гуманистической педагогики?
Давайте ещё раз пойдём от основ.
Есть фундаментальные идеи развития, которые формируют течения педагогической мысли. А есть авторские методы выдающихся педагогов, которые формируют методики и школы, многие из которых становятся олицетворением идеалов этого периода развития общества.
Поэтому для меня педагогика – это именно период развития определённых идей в обществе и поиск наилучшей формы для их воплощения.
А авторство – это лишь частный случай воплощения этих идей и формирования устойчивого результата в образовательном процессе.
Поэтому отбросим в сторону уважаемые фамилии и попробуем выделить основные периоды развития педагогики. Для себя я выделяю 3 исторических периода
*
Философский период: время великих школ Пифагора, Платона, Аристотеля и многих других мыслителей Греции и их последователей. Здесь педагогика не выделялась как отдельная наука. Целью систем было целостное гармоничное развитие человека, приведение его к постижению самого себя, природы, космоса, бытия. Во главу угла ставилось развитие мышления, где ум занимал совсем не главную роль, греки мыслили процессами развития психеи (низшей личности человека, кстати, ПСИХО-логия) и постижения ноуса (его высшей природы), сотрудничеством с миром эйдесов и поиском смысла жизни. Эффективность их школ можно отследить по наследию в веках и величию деяний учеников.
*
Теологический, или схоластический период: время позднего христианства, средних веков, когда образование свелось к богословию – изучению церковных догматов. Религия взяла монополию на развитие человека и сделала философию служанкой теологии.
Кстати, обратите внимание: схоластика=scholastica=школа, интересная обратная связь современным школам. Уважение к философии как системе постижения естественных знаний. И полное пренебрежение ею ввиду приближения к истинам теологическим. Всё это привело к упадку мышления и последующим мрачным временам Средних веков вплоть до эпохи Ренесанса. Когда идеи свободы и восхищение идеями красоты, созидания, творчества и свободы вернулось в мир, и наступил следующий период.
*
Гуманистический период: наследие эпохи Возрождения, идей гуманизма и нового взгляда на развитие личности человека от великих – Жана Жака Руссо, Песталоцци, Монтессори, Дьюи, Макаренко и многих-многих других... Огромное количество талантливых учителей создавали свои методики, нащупывали инструменты, нащупывали наилучшее сочетание ингредиентов и расстановку акцентов, чтобы их школы наилучшим образом подходили каждому народу и периоду его развития.
Лирическое отступление. Давно хотел сказать.
Любая педагогическая система всегда была отражением путей и исканий автора, созданных школ, достигнутых результатов. Не может педагогика принадлежать одному человеку. Это путь развития идеи, и она не принадлежит одному человеку. Поэтому мне лично, например, не совсем понятно, почему в России принято приравнивать гуманную педагогику к гуманистической и ассоциировать её с деятельностью Шалвы Александровича Амонашвили. Это не умаляет его заслуг и трудов, но он – один из целой цепи великих учителей последних столетий, но не единственный и не последний, слава богу.
Тем не менее я убеждён, что мы стоим на пороге нового периода развития педагогики и общества в целом. Не из-за дистанса и короновируса. Нет. Сердечная педагогика, педагогика Сердца становится новой вехой, новым шагом для человечества, хотя рядовые учителя этого ещё не поняли. Но дети и общество дают обратную связь в виде бегства из школ и поиска новых форм.
Я убеждён, что будет множество авторов, талантливых учителей и первопроходцев от образования и воспитания, кто будут создавать свои школы и методы на основании идей Сердечной педагогики.
Она – задел на будущее и вектор в будущее. СП опережает идеи гуманистической педагогики настолько же, насколько та в своё время ушла в отрыв от педагогической мысли средневековья.
Могу сказать за нашу систему и наше Школу, что именно поэтому методика воспитания героев – наша Школа героев – является одним из прочтений и применений идей, уловленных СП. Даже наработки уважаемого мною Шалвы Александровича Амонашвили относятся к идеям не гуманистической педагогики, а уже, скорее, сердечной.
Кстати, для общего развития: его гуманная педагогика базируется на идеалах и терминах теософии, трактуя их из своего опыта. Так же, как Вальдорфская школа пытается изложить искажённые идеи теософии, называя это антропософской педагогикой. Но не суть. Если у системы есть множество школ по всему миру, которые выдают определённый результат, то опыт Амоношвили в школах России пока не прижился, комплексной методики развития и образования, реализованной в школе, пока нет. Но мы верим, что будет.
Это лирическое отступление.
Если интересно, мы можем сделать небольшие исторические экскурсы в разные педагогические системы и их особенности. В чём же уникальность идей, заложенных в Сердечной педагогике, я вам так просто не расскажу). Придётся докопаться до сути вместе). Поэтому жду ваших мыслей в комментах. Читая книгу "Сердечная педагогика" – первую ласточку новых идей – что вы увидели? В чём уникальность? Чем СП отличается от идей эпохи гуманизма?
Давайте подумаем вместе.
А в следующий четверг мы начнём цикл постов, где будем проводить сравнения различных методик гуманистического периода с недавно начавшимся периодом сердечной педагогики. Кому интересны такие материалы – ставим плюс в комментах.