Официальный сайт

Дмитрий Раевский

Врач-новатор, политолог, патриот, член-корреспондент международной педагогической академии (МПА). Основатель сети клиник интегративной медицины, педиатр, психолог, онкопсихолог
Официальный сайт

Дмитрий Раевский

Врач-новатор, политолог, патриот, член-корреспондент международной педагогической академии (МПА). Основатель сети клиник интегративной медицины, педиатр, психолог, онкопсихолог

Дмитрий Раевский

Меня спрашивают: «Дмитрий, расскажи, пожалуйста, что за метод ты применяешь в работе с детьми и в своей Школе Свободы, который зовешь «сердечной педагогикой»? Можно ли, прочитав твою книжку, овладеть им, или нужно что-то ещё?»

Чему по книгам не научишься?

Я знаю, что многие родители сейчас задумываются о том, как можно освоить этот метод. В любом случае обучаться только по книгам не получится. В жизни у меня был такой случай.

В одном из алтайских походов на озере Аккем мы познакомились с парнем лет двадцати пяти. Он был фанатом единоборств, пересмотрел все фильмы про единоборства, которые мог достать, все самоучители.
Он много и восторженно рассказывал об этих методах.

Но когда мы стали в спарринг, то он сразу, пропуская удары, получил в нос. Так удивился: «Как же это? Я ведь все самоучители выучил». Ему бы в спортзал ходить да там отрабатывать навыки с хорошим тренером.

Вывод: по книгам не научишься. Нужна практика. Особенно в такой области как педагогика. Нужно, чтобы кто-то знающий рядом стоял и говорил: «Ты это понял очень своеобразно и совсем иначе». Это важно, особенно в делах сердечных.

Первый эксперимент

Почти десять лет назад в одной из сельских школ Российской федерации Заслуженный учитель России, преподаватель русского языка и литературы с двадцатипятилетним стажем Вера Козина собрала в один класс пятнадцать неуспевающих в обучении ребят. Она решила применить метод сердечной педагогики, которому научилась у меня, приезжая всего несколько раз на личные встречи.
Директор школы разрешила этот эксперимент, потому что считала, что с этими ребятами хуже уже точно ничего не случится.
В итоге получилось так, что все ученики, в течение года занимающиеся в этом классе, достигли такого результата в обучении, что сдали с хорошими показателями ЕГЭ. 
Конечно, это было неожиданно и для преподавателей, и для родителей, и даже для самих учеников.

Смысл применяемой технологии обучения заключался в том, что преподаватель перед тем, как прийти в класс, отходил от суеты, успокаивал свой ум, входил в состояние расширенного сознания.

В классе он настраивал взаимодействие своего сердца с сердцами учеников и на таком сердечном общении проводил обучение.

При этом, в классе воцарялась атмосфера дружеского сотрудничества, радостного творчества.
В принципе, всё это очень просто. Вопрос в том, умеешь ли ты, педагог, воздействовать сердцем, можешь ли войти в правильное состояние сознания, когда общаешься с детьми, или ты остаёшься обычным человеком.

Только мощное тренированное открытое сердце, когда ты с ним осознанно сотрудничаешь, творит такие чудеса.
Быстрые результаты возможны. Это – технологии. Ими надо овладеть и следовать им четко. Если будут ошибки, то результата не будет.

Поэтому, отвечая на вопрос: «Возможно ли такое чудо?», – говорю, что – «да, мы его сделали». На вопрос: «Можно ли этому научиться по книжке?», – отвечаю – «Нет, по книжке нельзя. Но научиться можно».

Для начала надо освоить все три этапа умного делания. Зачем? Затем, чтобы дать уму занятие, остановить бесконечный поток мыслей, мелькающий в голове. В результате, достигнув расширенного состояния сознания, почувствовать интонации сначала своего сердца, потом – сердца учеников и других людей.

Дмитрий Раевский

Дмитрий Раевский

Умное делание

В умном делании есть несколько существенных моментов, на которые нужно обратить внимание.
Целью этой практики является остановка ума. Это хорошо достигается Иисусовой молитвой. Она звучит так: «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Можно короткие варианты: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго» или «Господи, помилуй».

Необходимо искренне её говорить, не механически, как попугай, а с душой, обращаясь к Христу. Но надо четко понимать, что ты отделяешься от ума. Ум продолжает эту молитву говорить, но уже не ты.

Сначала ум несколько минут будет сопротивляться, потом начнет цепляться за неё, а потом станет самостоятельно проговаривать слова молитвы. После ему начнет это даже нравиться. И вот здесь от него можно отходить, не раньше.

Важно дышать низом живота, провожая дыхание до сердца.
Сидеть на низенькой табуреточке, чтобы колени были выше бедер, держа спину прямо.
Затем нужно выбрать какой-либо образ: Христа, Будды, другого Учителя или святого, кому что ближе, и поместить его перед собой. Когда я начинал много лет назад творить эту молитву, то выбирал образ Христа.

Основным моментом является отпускание ума так, чтобы он, не останавливаясь, самостоятельно стал повторять молитву. Через некоторое время происходит как-бы распахивание ума, и сознание из плоского превращается в объемное. Такое сознание способно сосредотачиваться на объёме всего явления, а не только на одном его качестве. Это хорошо известно также во всех видах спорта.

В результате чтения молитвы в мозгу нагнетается энергия, и в голове через десять или пятнадцать минут возникает тяжесть и боль. Это означает, что умное делание закончилось и далее можно переходить к сердечному деланию. Обычно, первые опыты практики умного делания, прекращаются на этом моменте.

Но, если человек уже освоил быстрое вхождение в правильное состояние, то можно приступить ко второму этапу молитвы, называемой сердечным деланием.

Сердечное делание

Умное делание творят много людей. А о его втором этапе — сердечном делании знают далеко не все.
После того, как в голове появилась тяжесть и боль, свидетельствующие о сосредоточении энергии в мозгу, нужно опустить точку самоосознавания себя из головы (энергию) в сердце, как на лифте.

Представить, что ваши зрение, слух и другие органы чувств полностью находятся в сердце. Вы как-бы оттуда смотрите на мир. Ещё несколько минут, удерживая себя там, нужно продолжать делать Иисусову молитву. Проходит три-четыре минуты, и головная боль отступает. Тиски, которые сдавливали мозг, уходят, а в сердце проливается благодать. Боль трансформируется в благодать сердечную.

Всё. На этом можно заканчивать.
Зачем это состояние нужно? Когда благость в сердце разлилась, после этого можно думать о чем-то очень глубоком, прозревать, вмещать. У вас есть несколько минут, чтобы что-нибудь глубокое понять, почувствовать божественное присутствие.

Отходная молитва

Если молитва выполнена правильно, то в течение дня будет приходить отходная молитва, третья составляющая умного делания.
Это такое же благостное, красивое состояние, как при сердечном делании, которое будет приходить само.
В эти моменты, как говорили христиане, нужно «прилепиться к телу Господню».

То есть, опять почувствовать слияние с беспредельностью, с Вечностью
и поразмыслить над какой-нибудь важной существенной проблемой.

Постепенно ум начинает приучаться не мешать, а сердце научается трудиться. В этом смысл умного, а затем и сердечного делания. Когда человек натренировался удерживать свое внимание на деятельности сердца, а не ума, он может приступать к обучению любому навыку детей, других людей любого возраста.

Это называется сердечной педагогикой.

Дмитрий Раевский

Учение Востока

Практика умного делания есть и в буддийской традиции. Название у нее там другое и техника выполнения отличается, но цель та же: остановка ума, погружение сознания в сердце, отождествление себя с сердцем.


Можно так начать постоянно жить не от ума, а от сердца. Сокровенное учение Будды так и называется «Учение Сердца». Оно было дано для его посвященных учеников. А для профанов существовало «учение ока», то есть, учение очевидности.

Методу погружения в сердце, технике видеть глазами сердца, слышать ушами сердца меня обучил мой Учитель еще в 1999 году. Тогда я попал в Тибет по его приглашению, лично с ним встретился и был инициирован. Сейчас я регулярно езжу в Тибет на обучение и применяю полученные знания сразу на практике, а также обучаю этому в нашей Школе Свободы.

Сердечная педагогика / Применение

Сущность сердечной педагогики заключается в том, что нужно брать и целенаправленно вести с ребенком общение сердцем. Специально день за днем, раз за разом. Ни минуты общения без сердца.
То есть перед тем, как вступаешь с ребенком в любое общение: утром после просыпания, встречаешь из школы или с тренировки, погружаешься в сердце, находишь там отношение к ребенку, находишь там его сердце и после этого идешь, удерживая нить связи своего сердца с его сердцем. И этим ощущением с ним общаешься.
Проходит несколько дней, и всё меняется вообще. Главное: всегда держать нить сияющей. Все наши обучающие и оздоравливающие проекты создаются на взаимодействии тренера, коуча, куратора с ребенком на глубинном сердечном уровне.

Первые недели тренировок, занятий тратятся на то, чтобы создать уровень базовой дисциплины. Но даже в этом начальном процессе, используются именно глубинные инструменты, почерпнутые из сердечной педагогики.

Достижения в проектах всегда феноменальны. Родители удивляются результатам: «Ребята, что вы сделали? Как такое возможно? Как наш недоросль мог так измениться?»
Для них это просто чудо, что их ребенок, которого они знали 8−10−12 лет, становится дисциплинированным, дружелюбным, легко и просто сотрудничает и взаимодействует со сверстниками. Метод сердечной педагогики работает, как автомат Калашникова. Сложных неподдающихся случаев не бывает.

Вопрос только в мощности самого преподавателя, его умении, тренированности, наличии приобретенных навыков сердечного взаимодействия. Вопрос его готовности вместить в своём сознании, что старые привычные (если у кого-то есть этот опыт) методы нужно просто отставить и начать пользоваться новыми.

Для родителей это волшебство, а для нас же это обычная работа, когда, используя одни и те же инструменты день за днем, приходим к прогнозируемым ожидаемым результатам. Это стройная методика, и она абсолютно эффективна.

Она срабатывает не только с детьми, но и с их родителями. Потому что невозможно заниматься только ребёнком. Заниматься нужно семьей. Поэтому учителя, наставники по сердечной педагогике, это, фактически, семейные коучи. Отсюда есть уверенность, что, работая и с ребенком, и с родителями одновременно, получаются не эпизодические прорывы, а запускаются глубинные изменения. Трансформация видна в глазах детей, в словах родителей, в их интонациях, в отношениях и к учителю, и между собой.

Вне зависимости, в какой плоскости мы работаем; занимаемся ли детьми на домашнем обучении, ведём ли семейный коучинг или только детский коучинг, инструменты в нашей работе одни и те же. Срабатывают они всегда прогнозируемо и абсолютно одинаково. Вопрос лишь в готовности людей меняться. Это — основной ключ.

Когда есть готовность родителей, их понимание, что пришло время и надо что-то делать, то есть, когда есть запрос на изменение, всегда происходит перетекание. Тогда родители жадно берут даваемые им техники, и всё срабатывает.

Дмитрий Раевский

Дмитрий Раевский

Будущее за сердечной педагогикой

Думаю, что это будет одним из камней основания системы нового образования. Педагогов будут обучать наряду с тем, как преподавать предмет, сердечной педагогике в обязательном порядке. И, благодаря этому, те дети, которым суждено быть гениями, станут ими, а все остальные станут талантливыми, потому что открытое сердце делает поразительные вещи.

Оно как-бы приближает новую эпоху, в которой все будут талантливы, все до единого. Потому что все рождаются с талантами, просто мы не умеем их раскрывать. За этим методом будущее, потому что он показал свою эффективность, показал, что это — работает, особенно с трудными подростками.

Научиться жить сердцем, я думаю, что это — грядущая задача для всей нашей цивилизации. Я абсолютно в этом убежден. Только когда весь мир поймет, что сердце — это неотъемлемая часть жизни, что оно даже важнее интеллекта, только тогда цивилизация начнет меняться к лучшему.