Клуб «Сердечная педагогика»

Дети и труд

​​Как же я не любила в детстве всю эту возню в саду!
Точнее, как же я не любила ходить в сад из под палки. Об этом я вспоминаю, глядя, как сын с усердием и явным удовольствием рыхлит рядом гряду лука.

Потрясающе, как его вообще не нужно заставлять делать что-то. Скорее наоборот, столько обид, если я не вовлекаю его в свои дела. Вот с дочерью я напортачила. В период ее раннего детства я жутко страдала перфекционизмом и жила под девизом «полюбить так королеву, проиграть, так миллион». Я отбила тогда желание дочери творить, адекватно помню, как это происходило.

Дочь лепила пластилином на карточке по контуру машинки и получался криво-косой узор, а мы делали это для папы, как сюрприз, и я отчётливо помню свои ощущения разочарования и желание постоянно подправить её работу. Конечно, работа получилась идеальна, а вот отношение дочери к труду, результату работы – отвратительным. Долгое время она была демотивирована на совместное или самостоятельное делание чего-либо.

Как вообще быть?
«Нужно приучать девочку  к труду», – говорила мне строгим тоном психолог.

Как приучать? Заставлять? Обещать взамен плюшки?
Наказывать? Договариваться о компромиссе? Хвалить, когда что-то делает?

Рой вопросов без ответов гудел несколько лет в моей голове.

Потом родился сын, и я стала наблюдать за его развитием, отпустив самомучения с дочерью.

Он обожал сидеть в слинге и быть «при деле». В год он подставил табурет к плите и налил себе теплый суп половником в тарелку.
Как только уверенно начал бегать, носил нам все необходимые предметы, подавал, складывал игрушки.

Вчера я увидела, как он моет ноги старшей сестре в тазике🙈

Постепенно я поняла, как происходит этот процесс.
Перетекание. Он просто считывал с меня, моей энергетики, что мне нравится делать, или я делаю, испытывая теплые чувства, и у него происходило понимание, что это хорошо, приятно. Как губка впитал.
Потом у Раевского прочла об этом и утвердилась ещё больше в своём выводе.

Выходит, что не надо приучать к труду.

А как это у вас происходит с детьми? К каким выводам вы пришли, чем мучались или мучаетесь в вопросе детей и труда сейчас?

Сердечная педагогика Новый взгляд