Клуб «Сердечная педагогика»

Как воспитывала детей Е.И. Рерих

 «Человек – частица космоса, находящаяся с ним в постоянном взаимодействии» 
© Е.И.Рерих

Елена Ивановна Рерих воспитала двух поистине великих сынов отечества: ученого-востоковеда Юрия Николаевича и знаменитого ученого-художника Святослава Николаевича. Пример такого воспитания – эталонное видение и применение сердечной педагогики.

Главной идеей в воспитании своих сыновей семья Рерихов считала формирование их внутреннего мира, внутреннего человека и особого взгляда на жизнь.

Семейная педагогика этой великой семьи – постоянный поиск истины, любовь к творчеству и труду, стремление к развитию, служение Родине и человечеству. 

«Мало кто не знает сейчас, что все благосостояние страны, как духовное, так и материальное зависит от основ, заложенных в сознание детей», – писала Елена Ивановна. Поэтому в семье делалось все возможное для воспитания в детях широкого мировоззрения и эволюционного понимания мира. 

 «С ранних лет нас с братом окружала Мысль, окружал Труд», - вспоминал Святослав Николаевич. – «Моя матушка очень мудро с самого начала руководила нашей жизнью, следила за нашими интересами, порывами и чувствами. Она никогда не настаивала, никогда не старалась как-то нас убедить в чем-то, но она всегда ставила на нашем пути именно то, что нам было нужно». Уловив интерес старшего сына к истории, Елена Ивановна и Николай Константинович подыскивали для него книги, которые могли бы этот интерес углубить: «Значение и влияние книги на юношеское сердце не поддается измерению, ибо оно безгранично».

С гимназических лет Юрий, проявив интерес к Востоку, занимался египтологией с известными специалистами, изучал с востоковедами восточные языки: китайский, монгольский и др. Обширное владение и понимание иностранных языков Юрий Николаевич было заложено в семье, с самых ранних лет. 

«У меня рано пробудился интерес к естественным наукам», – вспоминает академик и великий художник Святослав Николаевич, – «я очень интересовался орнитологией, зоологией. Елена Ивановна доставала мне все нужные книги, которые только могла найти. Она покупала нам чучела птиц, собирала для нас коллекции насекомых, жуков. Кроме того, меня привлекали красивые камни, минералогия. Она тоже собирала для меня всевозможные уральские другие камни. И у меня с детства была большая коллекция, в которую вошла коллекция моего отца и его братьев. Таким образом, наш маленький мир тогда был насыщен замечательными впечатлениями».

Родитель сам создает впечатления ребенку. Всей своей жизнью, своим устремлением к цели, желанием учиться, образом мысли, родитель является примером своему ребенку. И дети следуют по пути родителей, пример которых вдохновляет, ведет, организует. 

Каждое движение тела, каждая мысль оставляет свое впечатление в глубине ума, в подсознании, складывают характер – итог всех впечатлений. Если человек думает хорошие мысли и делает хорошие дела, общая сумма оставляемых этими делами и мыслями впечатлений будет хорошей - и она будет заставлять его делать добро, не позволит делать ему зло. 

Святослав Николаевич впоследствии писал: «Мы были окружены искусством с самого раннего детства, оно было для меня тем чудесным миром вдохновения, который являлся источником непрерывного расширения сознания и опыта. Духовные ценности я познал в раннем возрасте, и они являлись для меня великими путевыми вехами… Я верю, что если мы окружим наше молодое поколение, наших детей всем тем прекрасным, чем сами были окружены – это, действительно, не только повлияет на них, но это будет ведущим началом во всей их жизни. Прекрасные образы так необходимы для зарождения красивых мыслей. Это и будет основа красивой жизни. Поэтому надо стремиться, чтобы молодое поколение видело как можно больше всего красивого. Впечатления, которые мы получаем в детстве, всегда нам сопутствуют, никогда не стираются и всегда остаются тем вдохновением, тем отдаленным эхом, которое проходит с нами через всю нашу жизнь». 

Дети всегда часть своей семьи, общества, природы, мира. А семейный очаг и мир священен для ребенка.

Сердечная педагогика