Признаюсь честно, я никогда не любила школу. У меня не было сложностей с коммуникацией, меня не дразнили, училась я тоже неплохо, пока мне это было интересно.
Но, если что и было в ней интересного, то это всегда таилось в сфере творчества, нестандартного подхода, искренней любви к своему предмету и ученикам тех немногих, но запомнившихся педагогов.
В моей жизни были классные учителя. Те, о которых вспоминаю с любовью и теплотой.
И эта любовь не зависела от того, как долго они присутствовали в процессе обучения. Просто это было то, что попадало внутрь, в самое сердце, раз и навсегда.
Ведь коснувшись огня, его не забываешь. Так, учительница литературы, пришедшая на замену, поселила даже в сердцах молчунов и отстающих любовь к публичным выступлениям. А какие она проводила потрясающие уроки внеклассного чтения! В них не было ни тени формализма, словно лучшие друзья, мы общались на тему любимых книг.
Педагог по английскому языку искала новые подходы к нам. В те годы, когда обучалась я, ещё было мало экспериментов в области образования. Она первая на своих уроках поставила парты не друг за другом, а полукругом, чтобы видеть всех. И опрос вела не по журналу, а спрашивала всех, призывала общаться на уроке на английском, а не зубрить его.
Классный руководитель и преподаватель истории была просто бомбой в нашей школе: она бурлила энергией и прогрессивными идеями. Новая балльная система оценки, творческая работа со схемами, вместо привычной и скучной программной подачи. Тематические уроки, на которые мы даже готовили блюда национальной кухни и поднимали из закромов сознания национальные традиции и обычаи. Вылазки на природу, внеклассные мероприятия… Ее огня хватало на всё.
Почему я вспоминаю этих людей в материале об образовании Будущего? Я вижу его таким, где за подобными людьми идут, к ним прислушиваются. Именно эти люди должны участвовать в формировании школьных программ.
Да, в образовательных процессах важен стержень. Та самая системность, вокруг которой будет твориться творчество, формироваться новые направления: живые, очеловеченные, направленные на развитие, а не на приведение всех к некоему общему стандарту.
Если уж помечтать совсем смело, то мне видится очень свободный формат образования. Сочетание обучения на местах и дистанционно, когда есть возможность путешествия не только на каникулах, а круглый год. Когда можно легко приехать в какую-то из школ и поучиться там у новых учителей, познакомиться с разными людьми и освоить нечто новое. Когда везде по миру будут обучающие центры, творческие мастерские, которые могут проводить курсы для всех желающих присоединиться к ним.
Вы только представьте, насколько интересна будет жизнь, если появится возможность поехать учиться на некоторое время в другой город или страну! Освоить азы мастерства в какой бы то ни было области: музыка, рисование, фотография или изучение природы в настоящем заповеднике любой страны.
Это ведь настоящее познание, когда можно изучать древнее искусство в месте его зарождения, учиться танцам и пению вместе с носителем традиций или научиться плавать не просто в бассейне, а в море с дельфинами, в естественной для них среде обитания!
Я встречала «вживую» и на просторах сети людей одарённых, готовых делиться своим мастерством, навыками, которые просто не имеют возможности делать это массово. У них просто недостаточно ресурсов для этого.
Между тем, как грамотная и подвижно выстроенная система, могла бы решить эту задачу.
Вероятно, такие мечты могут показаться кому-то заоблачными, но многие существующие ныне успешные проекты когда-то тоже были чьим-то мечтами.
За каждой мечтой стоят возможности, которые помогут ей осуществиться! А о чем в детстве мечтали вы?