Клуб «Сердечная педагогика»

Равенство

дети, воспитание, равенство
Недавно вновь вскрылось то, что казалось решённым. Для меня это стал вопрос равенства со старшим сыном.

Я спрашивал себя: как же можно настолько потребительски относится к людям? То и дело возникало желание общаться только в указательном тоне: пойди, сделай, покажи. Но это абсолютно бесполезно. Проблему можно решить только на уровень глубже, чем она возникла. Глядя лишь на следствия, мы ничего с причинами не сделаем. А причины — в нарушении законов развития человека. Одним из которых является равенство, которое было нарушено мной раньше. Гораздо раньше… Когда я своей чрезмерной заботой раз за разом лишал сына возможности делать выбор и сражаться на него.

Примеров масса:

— На улице холодно. Одень вот эти штаны и эту куртку

— Делай уроки.

— Уберись в комнате.

— Почисти зубы.

Продолжать можно бесконечно. В этих утверждениях, на первый взгляд, нет ничего плохого. Но ребёнок слышит не слова, а посыл, стоящий за ними.

Мой посыл был не помочь, а надавить. А это неравенство, которое рождает пассивность или сопротивление ребёнка.

Разобраться в этом было непросто. Поначалу казалось: «Мы взрослые, он ребёнок. У каждого свои задачи, но мы главные. Равенство? Зачем оно? О каком равенстве вообще идёт речь?».

Путь был непростым, и я продолжаю его. Поворотной точкой для меня стал поиск лучшего решения в ситуации с сыном и знакомство с Дмитрием Раевским @dmitry_raevsky. Вот, его цитата об этом:

«Это закон «трех положений». Три положения заключаются в следующем: когда люди еще не умели разговаривать, не умели договариваться, делегировать, объяснять, доказывать, оправдываться — они максимум, что делали — мычали. А все остальное делали невербально. И действовал закон трех положений, который дошел до наших пор и работает так же безотказно, как и тогда.

Каким образом? Идут два человека бить мамонта. Они друг о друге не знают. И вот, они встречаются на лесной полянке и смотрят друг на друга. У одного топор, и у другого топор. Непонятно… Что будет дальше?

Это положение первое, называется противостояние — глаза в глаза, фронтально. Как у нас сейчас образование — фронтальное. Педагог стоит лицом к классу, а класс — лицом к педагогу. И хотят, чтобы дети начали воспринимать то, что он говорит. Фигушки… потому что в противостоянии информация не воспринимается. Человек не готов брать от того, кто дает ему фронтально. Потому что после этого обязательно следует развязка: человек либо с этим вторым подружится, и тогда они станут плечом к плечу… Заметьте — «плечом к плечу», и будут смотреть вдвоем в одну сторону. Либо же они будут бить друг друга по голове до тех пор, пока один не сдастся или не сдохнет… Если он сдох — ну, пошел дальше, отношения закончились. Если он сдался — стал рабом. И его можно делегировать таким образом:

— Иди-ка, убей для меня мамонта, а если не убьешь — я тебе дам по голове.

— А… ну ладно…

И он без энтузиазма, с демотивацией, с трудом понимает, как ему убить мамонта в такой ситуации. Не чувствующий в себе силы даже ходить, идет и мамонта, скорей всего, не убьет… Так работают обычно сейчас в компаниях.

Так обычно бывает в семье, когда есть укоры и есть делегирование: «Иди-ка ты, вынеси-ка ведро!» или «Помой-ка мне посуду!»

Понятно, что если тебе кто-то что-то приказывает, то думает, что он тебе по голове надавал, а ты — у него в рабстве. Такая ситуация уже вызывает сопротивление!

Так вот, если есть равенство, есть «плечом к плечу», нет начальника, есть РАВЕНСТВО, то просьба воспринимается нормально.

А если равенства нет, и один считает, что может приказывать другому, то равенства нет. Есть неравенство, а значит положение номер три — рабство. А значит — всегда сопротивление".
Сердечная педагогика