Клуб «Сердечная педагогика»

​​Инфантилизм и противоядие

взлосление, педагогика, ​​инфантилизм, дети
Наткнулся в сети на смешную картинку: милый оленёнок пугливо жмётся под ёлочкой, и подпись: «Когда пришли проверять показания счётчиков, а дома нет взрослых, а мне всего 27».

Кто-то ухмыльнётся, но мне что-то не до смеха было. Нет, не потому, что ПОверку с ПРОверкой спутали.

А потому что, если тебя в твои 27 бросает в стресс от общения со службами ЖКХ, то ты давно не милый оленёнок, нет. Ты здоровый великовозрастный олень.

Диагноз: инфантилизм.

И таких, к сожалению, тысячи.

Раньше, века три назад, в массе народной это явление было немыслимо. Дети трудовых классов, как только хоть немного сознанием и телом подрастали, тут же привлекались к посильной помощи по хозяйству.

Воду носить, коров доить, на посевной помогать да подмастерьями у старших. Везде была прямая связь труда твоего с жизнью и даже выживанием семьи.

Но теперь, в век автоматизации быта и дооооолгого образования, лишь через годы приводящего в реальный мир, что-то сильно изменилось.

База здорового человека (и общества) – любовь к труду и приложение сил на результат – подразмылась.

И вот малоизвестная ранее беда почти повально косит ряды детей-подростков. И вместе с ними мигрирует на всё более старшие возраста.

Страшно? Еще как.

Усугубляет ситуацию и желание во многих семьях (не во всех, слава Богу) максимально оградить чад от страшного-опасного мира. «Он же убьётся, она же порежется, он же ошпарится…»

В итоге дети, не научившиеся взаимодействовать с миром, неполюбившие само состояние труда и трудолюбия, всё чаще рассуждают: «Как бы так работать, чтобы не работать, но получать…» «Да я не создан для этой работы…» «Я просто утончённый…»

Стыдно, товарищи. Но мы, будучи наставниками детских отрядов, взявшие ответственность за растущее поколение, рук от горя не заламываем.

Мы закатываем рукава и приобщаем ребят к трудностям жизни.

Начиная с простых вещей для самых маленьких.

Вода холодная попала в ботинки? Хорошо. Пара носков с собой? Обсуждали не раз. Забыл? Договаривайся с товарищами. Нет, слить задачу не вариант, нам тут ещё 3 часа на холоде, в мокром околеешь и неделю влёжку будешь.

Двигаемся активно – жарко стало? Супер. А на тебе три свитера, двое штанов и пуховик? Глянь вокруг, как ребята одеты, как наставник твой. Вроде не к полюсу идем, +10 на улице. Рюкзак с собой – есть, куда лишнее сложить.

Оценка ситуации – решение – действие – результат. Дети научаются мыслить и действовать, потому что сам мир даёт им максимально доходчивую обратную связь.

И чем они старше, тем серьёзнее вызовы мы даем.

Легче всего это сделать в походных условиях, на наших слётах и в экспедициях. Там сбежать и юркнуть в норку бытового комфорта просто невозможно.

Там же очень естественно приобщиться к простому труду: носить дрова и воду для костра, копать технические ямы и полосы препятствий, строить дом на дереве, ставить и собирать палатку, резать овощи.

И просто «что-то поделать» не получится. Потому что от качества работы напрямую зависит жизнь твоя и товарищей в отряде.

Палатку криво-слабо поставили? Серьёзный порыв ветра вам всё расскажет. Как и дождь, затекающий внутрь (когда тент касается стен палатки).

Воды для супа мало набрали? Что ж, у нас не без причин дежурные едят последними. Вдруг не хватит кому…

Рафт надули плохо, клапан не закрыт? Хм, грести будет сложновато. И благо вы в жилетах, друзья мои, а озеро по грудь.

И так во всём.

Многие наши воспитанники годами растут в таком подходе.

И уже ясно видим: эти ребята не инфантилы.